25 Jul 22:46 avatar

Как американцы боролись с антипиратским законом

26 октября 2011 года в Палату представителей США внесли законопроект Stop Online Piracy Act (SOPA), направленный на борьбу c пиратством. Республиканец Ламар Смит, вносивший тогда законопроект, наверняка ожидал, что закон примут оперативно и без лишних проволочек — в конце концов, вместе с ним инициативу поддержало ещё 12 представителей обеих партий.

Законопроект предлагал очень жёсткие меры против пиратских сайтов. По сути он обязывал всех участников интернет-отрасли по требованию правообладателей бороться с сайтами, содержащими предположительно нелегальный контент: поисковики должны были бы удалять из выдачи ссылки на них, платёжные системы — прекращать обслуживание этих ресурсов, а интернет-провайдеры — и вовсе заблокировать такие сайты для своих абонентов. Предполагалось, что отказ в содействии в борьбе с пиратством будет расцениваться как соучастие в преступлении.

Как американцы боролись с антипиратским законом

Кроме того, законопроект вводил уголовную ответственность за несанкционированное потоковое вещание материалов, защищённых авторскими правами. Активный пользователь мог получить за свою деятельность до пяти лет тюрьмы. Понятно, что такой законопроект был горячо принят множеством организаций, чей хлеб — авторские права, таких как Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA) и крупнейшие музыкальные лейблы страны. Но история SOPA показывает, что активность и координация порой оказываются сильнее крупнейших корпораций с могущественным лобби в парламенте.

На 16 ноября было намечено рассмотрение законопроекта комитетом Палаты представителей по судопроизводству. Днём ранее крупнейшие интернет-компании — Google, Facebook, Twitter, Zynga, AOL, Mozilla и другие — написали депутатам письмо, в котором объясняли, что положения, прописанные в SOPA, несут серьёзную угрозу для отрасли. Авторы обращения подчёркивали, что они поддерживают идею борьбы с пиратством, но просили не торопиться с принятием именно этого законопроекта.

Этим реакция сообщества не ограничилась: непосредственно в день, когда комиссия рассматривала законопроект, шесть тысяч сайтов начали акцию протеста. Блогохостинг Tumblr, например, «замазал» текст постов чёрными полосами, а имиджборд 4chan, Reddit и другие популярные ресурсы установили поверх своих логотипов надпись STOP CENSORSHIP. Но главной целью «Дня цензуры в Америке» стало донесение мнения отрасли непосредственно до конгрессменов: простые пользователи принялись писать и звонить им с просьбой не принимать этот закон. Всего за день набралось более миллиона электронных и трёх тысяч бумажных писем, а также почти 90 тысяч телефонных звонков.

Как американцы боролись с антипиратским законом

Как следствие, 12 декабря появилась «смягчённая» версия SOPA: законопроект теперь распространялся только на зарубежные сайты, которые осознанно действовали с целью нарушения авторских прав. Правда, 15 и 16 декабря в том же комитете Палаты представителей по судопроизводству прошли повторные слушания, где и это смягчение, и поправка, выводящая из-под действия закона поисковики, были отклонены. Члены комитета решили продолжить обсуждение в начале 2012 года, когда члены Конгресса вернутся с каникул.

Но борцы с SOPA на каникулы уходить не торопились. 21 декабря крупнейший регистратор доменных имён в мире, Go Daddy, объявил, что поддерживает антипиратский законопроект. На следующий день пользователь Reddit предложил устроить 29 декабря день массового отказа от услуг Go Daddy, заявив, что сам он перенесёт к другим регистраторам принадлежащие ему 50 доменов. Его поддержали владельцы тысяч крупных и не очень сайтов, включая, к примеру, основателя «Википедии» Джимми Уэйлса, который объявил, что перенесёт домены интернет-энциклопедии к конкуренту. Конкуренты, в свою очередь, уловили тенденцию и объявили, что они-то против SOPA, а желающим перенести к ним свои сайты с Go Daddy предложили скидки.
В результате уже 22 декабря руководство Go Daddy отказалось от поддержки законопроекта, а к концу месяца объявило, что выступает против SOPA. Сообщество одержало первую серьёзную победу, пусть пока не над законодателями.

Решающая же битва была назначена на 18 января. В этот день проходили очередные слушания по законопроекту в Конгрессе, на которых, в частности, должен был выступать основатель Reddit Алексис Оханиан. Поэтому сам сайт (его посещало по 35 миллионов человек ежемесячно) на 12 часов приостановил работу, включив трансляцию выступлений в Конгрессе, а также призвав всех пользователей выступить против законопроекта. Закрылся на сутки и английский, крупнейший, сегмент «Википедии», и тысячи сайтов поменьше. Иные решили не закрываться совсем, но призвали своих пользователей выступить против SOPA (так, к примеру, сделала блогплатформа WordPress). А поисковик Google не только «зацензурил» логотип, но и объявил сбор подписей под петицией, требующей отказаться от принятия спорного законопроекта. Петицию подписали семь миллионов человек.

В результате акции пятеро соавторов законопроекта из Палаты представителей и 13 сенаторов выступили против него. Также поступили все кандидаты в президенты США от Республиканской партии. Кроме того, за несколько дней до акции протеста с критикой SOPA выступил Белый дом, который отметил, что не поддержит инициативу до тех пор, пока не будет получено одобрение интернет-сообщества. Одобрение так и не появилось, и рассмотрение и SOPA, и аналогичному ему законопроекта PIPA, внесённого в Сенат, отложили до лучших времён.

Как американцы боролись с антипиратским законом

Интернет-активисты решили поставить жирную точку в истории скандального законопроекта. В марте они разместили баннер «Не шути с интернетом» возле дома конгрессмена Ламара Смита, который внёс SOPA на рассмотрение. А в апреле «смерть SOPA» признал один из идеологов создания законопроекта, глава Американской ассоциации кинокомпаний Крис Додд. Интернет победил.

Спустя полтора года своя маленькая SOPA появилась и в России. Депутаты внесли законопроект, который, как и американский аналог, обязывает всех — владельцев сайтов, хостинг- и интернет-провайдеров — бороться с пиратским контентом по требованию правообладателя ещё до того, как тот подаст иск в суд. В России, как и на Западе, крупнейшие интернет-компании неоднократно предупреждали, что законопроект в нынешнем виде только навредит развитию Сети в стране, но не решит поставленных перед ним задач.

Правда, в отличие от американских коллег, российские депутаты не привыкли слушать кого-либо: законопроект приняли, причём, как утверждает «Яндекс», конечная редакция оказалась ещё хуже той, что предлагалась изначально. Да и само российское интернет-сообщество, говоря откровенно, оказалось слишком инертным: хоть какие-то шаги, вроде петиции на РОИ и робких попыток обратить внимание на закон блокировкой сайта на пару часов, стали предприниматься уже после того, как Госдума приняла этот самый закон.

«Российская SOPA» вступает в силу 1 августа. На этот день большие и не очень сайты рунета планируют массовую акцию протеста. Но изменит ли она что-либо сейчас, когда под законом уже стоит подпись президента? Похоже, что уже слишком поздно.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Вы можете оставить комментарий, войдя под своей учетной записью от социальной сети.